Встреча весны


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Встреча весны «Чәтықа ӯттыный «Порый апсэ» Немного расскажу историю духовности своего народа и обряд «Порый апсэ», поры (помост – верхняя жертва) и апсэ (приношение – со-причастие). 8 апреля мы собрались вместе с детьми в Толькинском центре дополнительного образования детей, чтобы отметить праздник прихода весны и прилета птиц «Чәтықа ӯттыный «Порый апсэ», чтоб природу пробудить от зимнего сна. В этот праздник мы с ребятами провели обряд «Порый апсэ» и вспомнили, узнали о возникновении этого старинного праздника селькупов «Порый апсэ». На березку ребята в дары природе вещали ленточки, конфеты. Еще один обряд «Апсыль тӯ», где обновляли также домашних селькупских духов-покровителей, пели, танцевали, читали стихи и с помощью презентации мы вспомнили перелётных птиц на родном селькупском языке, отгадывали загадки на селькупском языке, играли в подвижные игры. Во так мы с ребятами встретили весну и пробудили зиму от зимнего сна «Чәтықа ӯттыный «Порый апсэ». По старинному обычаю у селькупы также повсюду видели духов – хозяев, дух воды представлялся в облике гагары. Считалось, что хозяин воды распределяет между людьми рыбу. Дух огня у селькупов – это старушка, именно женщина в возрасте. Встречи перелетных птиц и вместе с ним церемония оживления шаманских атрибутов проводится у селькупов два раза в год, весной и осенью, «когда летят утки». В данном случае дерево не только играло роль духа-охранителя, но и выполняло карающие функции. У селькупов это дерево называлось кассыль и считалось жертвенным, его также нельзя было обходить кругом. Каждую весну на празднике порый апсэ дереву приносили жертвы и обновляли его. Селькупы в центре каждого селения в прошлом ставили аналогичный мураль, священный столб – по-парге. К верхней его части прикреплялись круглые металлические пластины или тарелки – символы солнца и месяца. На столбе вырезалось или прибивалось к нему изображение духа этого дерева: по-парге был воплощением духа, главным духом-охранителем селения. В тайге дерево было колдовское, священное. В качестве дани на эту лесину вешали платки кашемировые. С лесины ничего снимать нельзя, тряпки сами истлевали. Возьмешь – худо будет. Боялись даже мимо этого дерева ходить. Легенда гласит, что в лесу Сосна стояла. «Во время войны иноземец, приезжий свалил ее. Леса ему не хватило. Она, говорят, так визжала, будто человеческим голосом, да так, что в деревне всем слышно было. А что с ним стало – заболел, руки, ноги отнялись». Таким образом, дерево являлось не только символом мировой оси, связывающей сферы мироздания, дерево это образ главного родового духа, матери предка, защитника и охранителя. Как мы уже указывали, образ матери-прародительницы Илынты кота был дуальным и разделялся на две противоположные половины – светлую, связанную с жизнью, и темную, соотносящуюся со смертью. Так исторически сложилось, что у северных селькупов береза и лиственница почитались светлыми, небесными деревьями, связывались с солнцем и рождением, с дарением жизни на улицу встречать и закликать весну. Участие в мероприятии «Встреча весны «Чәтықа ӯттыный «Порый апсэ» помогает детям приобщаться к ценностям своей национальной культуры, идёт формирование таких качеств личности как доброта, человеколюбие, ценность семейных отношений. Народные праздники помогают в восстановлении связи времён и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви. Педагог: Куболева Татьяна Станиславовна