“Основная функция педагога не столько быть источником знания,
сколько организовать процесс познания,
создать такую атмосферу,
в которой невозможно не выучиться”.
Педагог–новатор В.Ф. Шаталина
Факторы, способствующие успешному проведению занятия по дополнительному образованию
- хорошее знание материала;
- бодрое самочувствие;
- чувство «физической» раскованности, свободы на занятии;
- продуманный план занятия;
- правильный выбор и разнообразие методов обучения;
- занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу, богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция;
- выраженная заинтересованность педагога в успехе воспитанников.
Факторы риска
- неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах»;
- рыхлая композиция занятия;
- неправильный подбор и однообразие методов обучения;
- скованность движений педагога, его «зажатость;»
- монотонность и сухость при изложении материала
- бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности материалом;
- отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия;
- отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся .
Общие требования к постановке задач занятия:
- задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,
- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,
- задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности,
- задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение,
- формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве),
- задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать),
- в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
- важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.
Традиционные формы организации деятельности детей
Лекция |
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся |
Семинар |
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. |
Дискуссия |
Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения |
Конференция |
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности |
Экскурсия |
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления |
Экспедиция |
Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий. |
Туристический поход |
Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. |
Учебная игра |
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации. |
Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
Презентация предмета, явления, события, факта |
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. |
Социодрама |
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. |
Защита проекта |
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем |
Философский стол |
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п. |
Чаепитие |
Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает. |
“Крепкий орешек” |
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений |
День добрых сюрпризов |
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость |
Конверт вопросов |
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке |
Выпускной ринг |
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми |